использование хладагентов

фрионыИспользование хладагентов на транспорте и быту.

  1. В секторе транспортного холодильного оборудования (ТХО) в настоящее время в основном используется автономное оборудование, работающее на ГФУ134а и R404А.
  2. R600а и R290 применяются в секторе ТХО в небольших системах. Содержащих от 15г до 1.5кг хладагента.
  3. R744 в секторе ТХО в основном используется в торговых автоматах. Несмотря на преимущества, применение R744 связано с техническими сложностями.
  4. Стоимость оборудования в секторе ТХО, работающего на углеводородных хладагентах, с учётом затрат на обеспечение его безопасности практически не отличается от стоимости оборудования на ГФУ (гидрофторуглероды).
  5. ГФУ134а в секторе ТХО потенциально может быть заменён на ГФО1234yf, обладающий сходными показателями энергоэффективности. Основным препятствием внедрения ГФО1234yf является его цена.
  6. Продвижение на рынке компрессорно-конденсаторных агрегатов, работающих на альтернативных хладагентах R744, R290 и R1270, идёт медленно. Такое оборудование демонстрирует высокие показатели энергоэффективности, однако его стоимость, как правило, на 5-15% выше, чем у систем на ГФУ.
  7. Оптимальными ГФУ-хладагентами для компрессорно-конденсаторных агрегатов в настоящее время являются ГФУ134а, R404А и в некоторой степени R410А.
  8. В целом в развитых странах применение в ТХО ГФУ с высоким потенциалом глобального потепления (ПГП) рассматривается как краткосрочный вариант.
  9. В настоящее время для охлаждения супермаркетов крупные европейские компании на среднетемпературном уровне используют холодильные установки на ГФУ134а, а на низкотемпературном – системы непосредственного охлаждения, работающие на R744, или системы с промежуточным хладагентом.
  10. Аммиак применяется в централизованных системах с промежуточным хладоносителем большой холодопроизводительности, в которых на низкотемпературном уровне используется R В связи с требованиями техники безопасности количество таких систем пока ограничено.
  11. Снижение ПГП можно достичь путём замены ГФУ134а на ГФО1234yf или ГФО1234ze на этапе проектирования с учётом низкой воспламеняемости этих хладагентов. в действующих установках в качестве негорючих хладагентов могут применяться смеси с малым температурным глайдом, например N13 или XP-10.
  12. В странах ЕС и США в настоящее время ведётся разработка транскритических систем, работающих на R744, в которых будут достигнуты более высокие показатели энергоэффективности при высокой температуре окружающей среды. Дополнительные расходы в этом случае составят 10-15%. Среди хладагентов со средним или высоким ПГП основным остаётся R404А, однако в новых установках на среднетемпературном уровне вместо него используется ГФУ134А. В качестве промежуточного варианта предлагается R407F. Существуют также негорючие варианты с относительно низким ПГП: ГФО-смеси N40 и DR
  13. Уверенное положение в секторе ТХО на европейском рынке заняли двухступенчатые компрессоры, в которых R744 используется как на среднетемпературном, так и на низкотемпературном уровнях.
  14. Оптимальными хладагентами на автотранспортных средствах пока являются ГФУ. Практически во всех автоприцепах и большегрузных автомобилях используется R404А, в малогабаритных автомобилях и фургонах – ГФУ134а. В настоящее время ведутся испытания альтернативных ГФО с низким ПГП и хладагентов, не содержащих ГФУ, однако появление конкурентноспособной альтернативы в ближайшем будущем маловероятно.
  15. Использование R744 в холодильных агрегатах на холодильном транспорте станет возможным после появления на рынке более эффективных многоступенчатых компрессоров, которые на данный момент находятся в стадии разработки.
  16. Испытания углеводородов (в основном R290) в автомобильных холодильных установках показали, что благодаря меньшему потреблению энергии (на 20% и более) они могут стать предпочтительной альтернативой.

По материалам Международного центра научной и технической информации.