Автомобиль для перевозки скоропортящихся продуктов

Междугородние и внутригородские перевозки скоропортящихся продуктов осуществляется с помощью специализированных автотранспортных средств (АТС).

авто-рефК специализированным автотранспортным средствам для перевозки скоропортящихся грузов относятся изотермические АТС и АТС – ледники, АТС – рефрижераторы и отапливаемые АТС, снабжённые кузовами с теплозащитными ограждающими конструкциями для сокращения теплопритоков во внутренний объём кузова с целью строгого соблюдения температурного режима и сроков хранения при гарантированном качестве перевозимых пищевых продуктов. Все эти транспортные средства по теплотехническим характеристикам изотермических кузовов должны быть отнесены к одной из двух основных категорий в зависимости от общего коэффициента теплопередачи кузова: k≤0.7 Вт/(м2К) – обычное изотермическое транспортное средство; k≤0.7 Вт/(м2К) — изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией.

Возрастающие требования к эксплуатируемым АТС для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов приводят к необходимости достоверного определения теплотехнических характеристик кузовов АТС с целью экспертно-информационной оценки фактического технического состояния их ограждающих конструкций и соответствия АТС нормативно-технической документации и требованиям международных соглашений (СПС – соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. Соглашение вступило в силу 21 ноября 1976 г. Россия подписала это соглашение наряду с США и многими странами Европы. В соглашение регулярно вносятся поправки, отражающие современное состояние вопроса. Последний Вариант – СПС с поправками на 13 ноября 2014 г.)

Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 30 июля 2014 г. №209 «Об утверждении Порядка назначения или уполномочивания испытательных станций к выполнению работ по контролю соответствия нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в Женеве 1 сентября 1970 г., для изотермических транспортных средств, транспортных средств-ледников, транспортных средств- ледников, транспортных средств-рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств» и проекту Закона РФ «О требованиях транспортным средствам, предназначенным для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов», все находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке специализированные транспортные средства подлежат оценке соответствия международным нормам в форме:

  • Декларирования соответствия
  • Периодических испытаний
  • Государственного контроля (надзора)

Декларирование соответствия специализированного АТС на стадии его выпуска в обращение на территории РФ осуществляется по схеме принятия от изготовления или продавца декларации о соответствии на основании собственных доказательств (протоколов испытаний собственных лабораторий) или доказательств, полученных при испытаниях, проведённых сторонним (независимым) аккредитованными испытательными станциями. Порядок и методы испытаний, а также формы протоколов испытаний специализированных АТС для целей декларирования соответствия должны соответствовать требованиям СПС.

Периодические испытания специализированных АТС на территории РФ должны осуществляться аккредитованными испытательными станциями (лабораториями) на условиях договора с собственниками АТС и проводится не менее 1 раз в 3 года с выдачей свидетельства о соответствии по форме, утверждённой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Обязательно по представлению АТС на проведение периодических испытаний в установленные сроки возлагаются на собственников транспортных средств.

Актуальность проведения периодических испытаний обусловлена рядом объективных причин.

Во-первых, эксплуатация специализированных АТС сопровождается их моральным и физическим износом, а практикуемые методы диагностики их технического состояния не позволяют находить дефекты в ограждающих конструкциях кузовов на начальной стадии.

Во-вторых, в условиях конкуренции на рынке транспортных услуг появляется возможность снижения эксплуатационных расходов при своевременном техническом обслуживании и ремонте и ремонте изотермического кузова АТС и холодильного оборудования, исходя из их фактического состояния, без его длительного вывода из эксплуатации при капитальном ремонте.

И самое важное, своевременное обслуживание и устранения дефектов теплоизоляционных конструкций и системы охлаждения напрямую влияют на стабильное поддержание требуемых температурных режимов и сохранение качества скоропортящихся пищевых продуктов.

Так, например, изоляционный материал стенок кузова большегрузных рефрижераторов ежегодно теряет свои теплоизоляционные свойства в среднем на 5-10%, а теплотехнические характеристики мало- и среднетоннажных авторефрижераторов существенно ухудшаются уже после первых двух лет эксплуатации. Снижаются также воздухо- и водонепроницаемость обшивки стенок кузова с одновременным аккумулированием под ней вредных веществ, микроорганизмов, запахов, ухудшается герметичность уплотнений дверей.

До 1991 г. изотермические и рефрижераторные автотранспортные средства, выпускаемые в СССР, проходили испытания по определению коэффициента теплопередачи и работоспособности системы охлаждения в лаборатории рефрижераторного транспорта и контейнеров ВНИХИ по методикам, разработанным в соответствии с СПС. В настоящее время решение задачи государственной важности по сертификации специализированных АТС, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, в соответствии с международными и внутрироссийскими нормами в значительной степени затруднено в связи с отсутствием достаточного количества аккредитованных испытательных станций, оснащённых современными контрольно-измерительными приборами и диагностическим оборудованием (и не секрет, что коррупция играет не последнюю роль в этом деле).

Для проведения теплотехнических испытаний на специализированных станциях требуется:

  • Соответствующая испытательная база (специально оборудованный стенд, современная контрольно-измерительная аппаратура)
  • Утверждённый перечень обязательных к определению в ходе испытаний физических параметров и теплотехнических характеристик
  • Утверждённые регламенты и методики теплотехнических испытаний на стационарных станциях и «экспресс-методики» для переносных лабораторных комплексов, работающих в условиях эксплуатационных испытаний
  • Программное обеспечение процесса диагностики АТС и обработки экспериментальных данных
  • Квалифицированный персонал

Перечень основных теплотехнических характеристик изотермического кузова, критериев работоспособности установленной системы охлаждения и параметров эксплуатационной среды (внутреннего воздуха в кузове), а также обязательность их определения в ходе проведения первичных и периодических испытаний специализированного АТС представлены в таблице.

 

наименование параметра / характеристики

 

обязательность определения параметра при
первичных испытанияхпериодических испытаниях
изотермический кузов
геометрические размеры кузоваданет
средняя площадь поверхности ограждения кузоваданет
площади поверхности локальных участков «тепловых мостов» кузовада*да*
общий коэффициент теплопередачи теплоизолированного кузовадада
коэффициент теплопередачи локальных участков «тепловых мостов» кузовада*да*
температура внутренних поверхностей ограждающих конструкцийда*да*
средняя температура ограждающих конструкцийдада
качество теплоизоляции (коэффициент теплопроводности) кузовада*да*
аккумулирующая способность кузова (при отключении приборов охлаждения)да**да**
герметичность кузовада*да*
работоспособность дверидада
система охлаждения
качество работы приборов охлаждениядада
запас холодопроизводительностида*нет*
продолжительность периода до достижения заданного значения температуры внутреннего воздуха в кузоведада
эксплуатационная среда
температура внутреннего воздуха в контрольных точках объёма кузовадада
относительная влажность воздуха в контрольных точках объёма кузовада**нет
скорость движения потока воздуха в контрольных точках объёма кузовада**нет
*параметр определяют в соответствии с требованиями к специализированному АТС

**параметр определяют в соответствии с требованиями стандартов по перевозке скоропортящихся продуктов или в случае необходимости

Испытательные станции должны быть оснащены необходимым оборудованием и приборами, обеспечивающими возможность максимально точного определения требуемых параметров и характеристик специализированных АТС с минимальной погрешностью. Так, при измерении физических параметров воздуха в кузове погрешность измерений должна составлять:

  • Для температуры – не более ±0.30С в диапазоне -30…+500С
  • Для относительной влажности – не более ±2% в диапазоне 10-100% при температуре -20…+400С
  • Для скорости воздуха – не более ±(0.045+0.05)м/с в диапазоне 0.1-1.0м/с и ±(щ.1+0.05)м/с в диапазоне 1.0-20м/с

При определения общего коэффициента теплопередачи кузова максимальная погрешность измерения не должна превышать ±10% при использовании метода внутреннего охлаждения и ±5% при использовании метода внутреннего нагревания.

Для выполнения этих условий при проведении инструментальных испытаний необходимо наличие современных контрольно-измерительных приборов, соответствующих следующим основным требованиям:

  • Наличие свидетельства о поверке и эксплуатационной документации на применяемые средства измерений
  • Обеспечение возможности проведения измерений дистанционными и неразрушающими методами
  • Точность, надёжность, компактность
  • Автономность питания (наличие встроенного источника питания)
  • Обеспечение регистрации измеряемых через определённые, заранее заданные промежутки времени показателей в непрерывном и/или дискретном режиме с сохранением полученной информации в собственной энергонезависимой памяти
  • Возможность передачи собранной информации для компьютерной обработки (наличие внутреннего запоминающего устройства или унифицированного выхода для подключения внешнего запоминающего устройства)
  • Наличие программного обеспечения для обработки данных на компьютере

Наряду с известными методиками для определения теплотехнических характеристик изотермических кузовов и проверки систем охлаждения специализированных АТС требуется разработка и апробация современных методов и технических средств тепловой диагностики ограждающих конструкций кузовов, позволяющих значительно уменьшить время проведения испытаний и увеличить точность определения общих и локальных коэффициентов теплопередачи, а также местонахождения дефектных областей. В этой связи перспективным направлением совершенствования теплотехнических испытаний является создание стационарных и мобильных программно-аппаратных комплексов тепловой диагностики АТС, использующих неразрушающие методы контроля, например метод тепловизионной диагностики.

Для классификации и учёта парка специализированных АТС целесообразно:

  • Создание информационной базы технических данных при первичном декларировании соответствия АТС
  • Разработка свидетельства о соответствии, содержащего информацию об АТС и позволяющего его идентифицировать
  • Разработка теплового паспорта АТС, включающего информацию о термическом (холодильном) оборудовании и теплотехнических характеристик кузова с тепловизионной фиксацией дефектных мест ограждающих конструкций, «тепловых мостов», общего и локальных коэффициентов теплопередачи
  • Создание каталога опознавательных обозначений (категория, вид, класс АТС) и маркировочных знаков обращения на рынке

С учётом вышесказанного, в настоящее время специалисты ФГНБУ ВНИХИ совместно с другими специализированными организациями работают над созданием методической базы определения фактических теплотехнических характеристик и способов теплотехнической диагностики состояния ограждающих конструкций изотермических кузовов развозных специализированных АТС, а также экспресс-метод определения их функциональных возможностей. Полученные результаты и разработанные технические решения будут направлены на повышение контроля за новым, закупаемым и находящимся в эксплуатации парком специализированного автотранспорта для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов.

 

Добавить комментарий